Японские бронзовые зеркала

Японские бронзовые зеркала
Мастера в Киото по-прежнему изготовляют роскошные бронзовые зеркала по тем же технологиям, что и в средневековые времена. Изготовленные высокопрофессиональными художниками они стоят не менее 10 000 долларов за зеркало. Надо признать, что древние зеркала почти также отражательны, как и их современные копии. Зеркала в Японии всегда имели прочные связи с синтоизмом.

Императорские синтоистские хранители берегут три священных предмета, которые скрываются от общественности – меч, подвески из яшмы и зеркало. Они известны как императорские регалии – Сансю но Дзинги или Три Священных Сокровища, и символизируют доблесть (меч), мудрость (зеркало) и благосклонность (нефритовые подвески) императорского дома.

Благодаря легендарному статусу предметов, их местоположение туманно, но предполагается, что меч, Кусанаги-но-цуруги, найденный под хвостом восьмиголового и восьмихвостого дракона – того, что обитал в реке Хино (Идзумо), пока его не убил Сусано-О-но-Микото, брат Великой солнечной богини Аматэрасу, – находится в святыне Ацута в Нагоя.

Якасани-но-Магатама, нефритовое ожерелье, составленное из магатама, добавлено к императорским регалиям в эпоху Хэйан. Якасани-но-Магатама хранится в Императорском Дворце в Токио (Кокё) и считается, что наряду с зеркалом оно принадлежало Аматэрасу, хотя, по крайней мере, один из предметов не является оригиналом. Интересные статьи о японской культуре нередко посвящены трем сокровищам Страны восходящего солнца.

Японские бронзовые зеркалаМагатама в синтоизме – талисман удачи, напоминающий по форме бусинку, буквально «изогнутый шар». Древнее синтоистское талисман/украшение, в возможности которого верят и современные японцы, появилось в Японии в 3-4 веке, по всей видимости, из Кореи. С самого начала, магатама символизировал «избежание зла», «волшебную удачу». Что касается самой формы, то её происхождение не совсем ясно. Одни исследователи считают, что она напоминает клык животного и следовательно магатама изначала был связан с земледелием. Другие полагают, что форма больше напоминает женскую матку или зародыш и понятно, что может обозначать только хорошие вещи.

И третья регалия – Зеркало, Ята но Кагами, согласно традиции, отображающее изображение самой богини. В нем Аматэрасу увидела себя, когда боги смогли выманить её из пещеры.Зеркало Ята но Кагами Ята но Кагами, предположительно, находится в Великой святыне Исэ (префектура Миэ). Ята но Кагами в буквальном переводе «восемь ручных зеркал», очевидно оттого, что оно широкое. Ята но Кагами, Якасани-но-Магатама и Кусанаги-но-цуруги Аматэрасу передала Ниниги-но-Микото, внуку Аматэрасу, когда он спустился на землю Японии устанавливать императорскую власть.

Священное зеркало олицетворяет мудрость или честность. В древней Японии зеркала являлись «носителями» правды, поскольку отражали то, что «видели». Как и во многих мировых культурах, зеркало объединено в Японии с мистикой и к нему относились со всем почтением. Японский фольклор наполнен повествованиями о волшебных возможностях зеркал.

Макё – специальное зеркало, которое кажется совершенно гладким, но когда на него падает яркий свет, покрытое письменами изображение на зеркале проявляется в отражении на стене. Само слово “макё” синонимично определению иллюзия. Изображение обычно священный символ. Чтобы изготовить такое зеркало, узор наносят на обратную сторону металлического листа. Другая сторона становится лицом зеркала и полируется в течение значительного количества времени, пока зеркало по толщине не станет меньше миллиметра. Первые христиане в Японии хранили зеркала макё, на которых изображали христианские символы.

Японские бронзовые зеркала

Возможно самой важной находкой японских археологов за последние двадцать лет являются 33 бронзовых зеркала третьего столетия нашей эры, найденные в могильниках в форме замочной скважины, в исторической провинции Ямато (соврем. префектура Нара). Эти зеркала внесли коррективы в споры ученых о таинственной Стране Яматай (период Яёй) и её загадочной правительницы Химико. Химико послала подарки в царство Вэй (Китай) в 239 году, а ответные подарки включали 100 бронзовых зеркал. «Вэй Чжи» (290) считают одним из самых надежных исторических текстов о китайских царствах и династиях. Но в отчете о подарках не упоминается точное местоположение древнего японского государства. Находка подтверждает, что бронзовые зеркало появились в Японии благодаря связям с Китаем и Кореей уже во времена периода Яёй (300 до нашей эры – 300 нашей эры).

Японские бронзовые зеркала

В те далекие времена они сосредотачивались на религиозных функциях и считались символами власти. Довольно скоро японцы научились изготавливать собственные зеркала, используя технику «потерянного воска» и декорировали их китайскими и японскими мотивами. В период Нара (710-794) зеркала были обычным предметом для ежедневного использования, украшения на них преимущественно были родными японскими – растения, животные, символизирующие удачу, благополучие. С периода Камакура (1185-1333) особенно популярным мотивом для украшения стала Гора Хорай (Хорайдзан) – Остров Бессмертных, мифический остров бессмертных даосских святых. Работа требовала немало затрат сил. У них, главным образом у всех, наличествует выпуклость в форме черепахи, в которую продевался шнур. Новые формы и первые зеркала с ручкой появились в период Муромати (1333-1568). В период Эдо (1600-1868) зеркала, украшенные символами удачи и благоприятными китайскими иероглифами дарили на свадьбах. Зеркала становились все больше, поскольку менялись прически, особенно декоративные прически актеров театра Кабуки.

«Лица» зеркал тщательно полировались специально обученными рабочими. Мастера, изготовлявшие зеркала, в Японии были очень уважаемыми людьми, их награждали почетными эпитетами: например, «Тэнка-Ити» – «Первые под Небесами». Правда, это прозвание со временем стали использовать в негативной форме и его официально запретили в 1682 году. © Элла Михайленко

Японские бронзовые зеркала

Похожие записи на сайте miuki.info: