Самурайские замки древней Японии (немного истории)

Самурайские замки древней Японии (немного истории) Середина 16 века. Император, находящийся со своим двором в столице Киото практически лишен власти. Военное правительство — сёгунат Асикага утратило прежнее могущество и контролирует лишь ближайшие к столице провинции. Япония раздроблена на множество отдельных феодальных княжеств, их владетели — даймё только формально признают центральную власть, думая лишь об усилении собственного влияния на принадлежащих им территориях, заботясь о наращивании собственного могущества и территориальных приобретениях за счет более слабых соседей. Вот уже более ста лет Япония представляет собой огромное поле битвы, в водоворот нескончаемых междоусобиц втянуты сотни тысяч людей. Идет война все против всех. Старые феодальные кланы теряют могущество, новые его добывают с оружием в руках. В это смутное время все решает военная сила.

Ранее большинство самураев и их сюзерены жили разрознено в своих поместьях, где кроме сторожевой башни «ягура» да небольшого рва, окружавшего жилище, никаких других оборонительных сооружений они не строили. Но на случай затяжной оборонительной войны воздвигались укрепления на труднодоступных участках гор, где можно было обороняться от превосходящих сил противников.

Оборонительные сооружения имели место в немногочисленных городах, крупных храмовых комплексах, монастырях, но их качество не обеспечивало необходимых возможностей для противодействия при вооруженном нападении сильного противника.

Образование крупных феодальных владений протянувшихся на десятки и сотни километров, необходимость обеспечения военного контроля территории потребовали качественно новых укреплений, в новых местах.

Самурайские замки древней Японии (немного истории) Наиболее дальновидные из новых даймё прекрасно понимали, что без сильных опорных пунктов в стратегических местах провинций и регионов, надежных тылов невозможно вести длительную и успешную борьбу со своими ближними и дальними соседями, нередко на два, три фронта одновременно и победить в этой борьбе. Оборонительные сооружения прежних эпох перестали удовлетворять новым жизненным реалиям. Почему?

Во-первых, потому что ранее оборонительные укрепления сооружались из дерева. Такое укрепление можно было достаточно быстро построить из материалов находившихся поблизости, с помощью незначительных человеческих и финансовых ресурсов, но и уничтожались такие укрепления при помощи огня весьма быстро.

Во-вторых, потому что в Японии стало стремительно распространяться огнестрельное оружие, существенно меняя тактику наступательных и оборонительных действий.

В-третьих, ранее оборонительные сооружения, как правило, создавались в труднодоступных местах, где в полной мере использовались природные возможности: холмистая или горная местность, обрывы в сотни метров глубиной, ущелья, острова, естественные водные преграды — озера, реки, болота и т.п. и их задачей, прежде всего, была безопасность небольшого количества людей. Теперь же стояла задача военного контроля обширной территории.

Новые, мощные цитадели стали строиться на равнинах и побережьях, на пересечении сухопутных и морских торговых путей, в стратегически важных районах провинций, как в уже существующих городах, так и в местах, где городов еще не было. Вокруг замков поселялись вассалы феодала, со своими чадами и домочадцами, порвавшие с деревней самураи, торговцы, ремесленники, так возникали призамковые поселения, а затем и города. Этот тип феодального города был самым распространенным в средневековой Японии. Всего в 16 веке в Японии с 1500 по 1580 г возникло 184 новых города и к концу века их число достигло 269.

Новые японские средневековые замки стали строиться с учетом европейских идей о фортификации. Территорию замка стали защищать высокими массивными каменными стенами часто в несколько рядов с угловыми башнями, бастионами на наиболее важных и опасных направлениях. Ворота в стенах оборудовались толстыми деревянными, усиленными металлом, дверями с крепкими запорами.

Непременная принадлежность японского средневекового замка — широкие и глубокие искусственные рвы, с крутыми откосами, окружавшие его со всех сторон и служившие дополнительным средством защиты. Системы рвов заполнялись водой, иногда эту функцию непосредственно выполняла естественная водная преграда — река, озеро, болото. Внутри замок представлял собой сложную систему защитных сооружений, состоявшей из нескольких рядов стен с внутренними дворами и воротами, подземных коридоров и лабиринтов. Все эти сооружения располагались вокруг центральной площади хонмару на которой возводился дворец-резиденция феодала и высокая центральная башня тэнсюкаку.

Башня состояла из нескольких постепенно уменьшающихся кверху прямоугольных ярусов с выступающими черепичными крышами и фронтонами. Опирающаяся на величественный каменный цоколь она являлась высотной доминантой всего замкового ансамбля господствующая над призамковой постройкой и окружающей замок местностью. Башня служила символом могущества и величия владельца замка, а также последним опорным пунктом в случае осады замка.

Хотя в среднем японские средневековые замки занимали небольшую площадь, всего метров 500-600 в длину и 200-300 в ширину, но уже в эту пору воздвигались значительные по размерам и огромные по площади замки. Общая площадь только внутренних помещений замка, принадлежащего клану Такэда из провинции Каи, составляла почти 20 тыс.кв.м. Замок Одавара, построенный феодальным даймё Го-Ходзё, располагался на обширной территории, обнесенной крепостными стенами, площадью 170 га. Общая протяженность крепостных стен равнялась приблизительно пяти километрам, что вдвое больше протяженности стен Московского Кремля. Замки нового типа были построены почти во всех крупных феодальных владениях. Первым крупным замком подобного типа был замок Адзути, который возвел Ода Нобунага в провинции Оми, в районе нынешней префектуры Сига, в 1576-79 гг.

Воздвигнутый им в Адзути замок представлял собой не только грандиозное сооружение из камня, каких не знала до того Япония, но и новый архитектурный стиль, и вообще новую культуру, получившую название культура Адзути — Момояма. Замок располагался на холме высотой 110 м, вблизи озера Бива, одного из крупнейших озер Японии, и отстоял от столицы на расстоянии 14 ри (около 55 км), которое можно было покрыть за один день. Он был выгодно расположен в стратегическом отношении: через этот пункт пролегала дорога в столицу из областей Хокурику и Токайдо.

Самурайские замки древней Японии (немного истории) О размерах замка можно судить по высоте ограждавшей его каменной стены, которая достигала 20 метров. Замок был целиком выложен из камней-великанов. Отдельные монолиты были так велики, что на стройку их доставляли 2-3 тысячи человек. А один из них получивший название «камень — змея» волокли наверх 10 000 чел. Над всей округой возвышалась главная башня замка, с которой как с горной вершины можно было наблюдать далеко вокруг. Строительство замка продолжалось с 1576 по 1579 год. Оно стоило так дорого, что на все провинции, находившиеся под властью Нобунаги, была наложена особая контрибуция. Замок Адзути строился не только как сильная крепость, но и как резиденция военного правителя страны, символ времени и крепнущей центральной власти. Часть материалов и украшений была привезена из дворца низложенных сёгунов Асикага в Киото. Замок был захвачен и разрушен, от него остались остатки каменных стен и фундаментов, но по детальным описаниям, дошедшим до наших дней можно судить о величественности его строений и роскоши интерьера.

Главная башня была семиярусной. Во всех помещениях замка и жилых покоях дворца стены, потолки и опоры были оклеены золотой фольгой, украшены черным и красным лаком, резьбой по дереву. На строительстве замка, его архитектурном оформлении и внутреннем убранстве трудились лучшие мастера, строители, архитекторы и живописцы. Почти четыре года провел здесь известный художник того времени Кано Эйтоку, старательно расписывая стены замка и искусно оформляя его интерьер. На стенных росписях он старался запечатлеть не только буддийские и конфуцианские сюжеты, но и японские пейзажи, животный мир, жанровые сцены и т п. Знаменитая фреска, принадлежащая кисти этого живописца, на которой изображена схватка дракона и тигра, символически отобразила дух и атмосферу того смутного времени. Наряду с реальными изображались и мифические животные и птицы вроде птицы Хоо со змеиной шеей, рыбьим хвостом, черепашьей спиной и куриным клювом. Появление такой птицы считалось счастливым предзнаменованием. На створчатых ширмах часто изображался китайский лев.

На одной из створчатых ширм художник нарисовал с натуры замок и город Адзути. Ода Нобунага так высоко оценил эту работу, что впоследствии когда возник вопрос о презенте папе римскому, то через христианских миссионеров она была передана в Рим. Разрушен замок был в 1582 году войсками Акети Мацухидэ, вассала Ода, предавшего его. Самым крупным был замок в Осака, построенный в 1583-1585 годах Тоётоми Хидэёси. Тоётоми Хидэёси, военный правитель Японии считал, что для страны следует иметь один главный замок, но такой чтобы он олицетворял собой могущество и величие новой власти. Местом для строительства был выбран Осака. Выбор не был случайным. Свою роль сыграло выгодное географическое положение на пересечении сухопутных и водных путей.

Свой замок Хидэёси решил построить на месте знаменитого буддийского храма Исияма и прихрамового города, захваченного и дотла спаленного Ода Нобунага. Немаловажным обстоятельством для Хидэёси было и то что здесь находилась одна из первых и древнейших столиц Японии — Нанива. Это поселение в устье реки Ёдогава известно с конца 4 века, когда император Одзин построил здесь первый в стране Ямато город, в центре которого возвышался императорский дворец, окруженный валами и рвами. Строительство замка в Осака началось осенью 1583 года. Уже к лету следующего года были выполнены основные фортификационные работы. Еще через год, в 1585 году была воздвигнута главная башня замка. Все строительство замка продолжалось около трех лет.

Ежедневно на строительных работах было занято 20-30 000 человек, которых направляли туда со всей страны. Каждая провинция, находящаяся под властью Хидэёси должна была принимать участие в этой гигантской стройке. Вассалы Хидэёси соревновались, желая угодить. За многими из даймё были закреплены участки стройки и вменялись определенные обязанности по снабжению строительства строительным материалом и рабочей силой. Впервые использовался в строительстве в таком объеме камень. По существу весь замок был сложен из камня, как и замок Адзути.

Со всех концов страны от даймё, желавших угодить Хидэёси доставляли камни огромных размеров. В основном камень добывался в горах провинций Кавати и Харима, а также на островах Внутреннего Японского моря, а затем водным путем доставляли на стройку. Бывали дни когда в осакскую бухту заходило до тысячи судов, груженых камнем. В дело шел камень близлежащих буддийских храмов и монастырей, надгробные плиты старых могил. Самый крупный камень-великан «тако-иси», т.е. камень-спрут высотой 5,5 метра и шириной 11,7 метра и весом почти 140 тонн был доставлен из провинции Будзэн на северо-востоке острова Кюсю. С острова Сёдо огромный камень весом около 130 тонн отправил на стройку Като Киёмаса, феодал из провинции Хиго. В качестве скрепляющего каменную кладку материала использовался свинец. Хотя при кладке стен из огромных каменных глыб раствор не имел большого практического значения, ибо камни, хорошо отесанные, держались и сами по себе благодаря своей огромной тяжести, тем не менее, для большей прочности щели между камнями трижды заливали жидким свинцом.

Замок занимал значительную площадь, в самом центре его возвышалась высокая многоярусная башня. Вся территория в два ряда была обнесена крепостными стенами. Опоясывающий замок глубокий ров с водой служил еще одной оборонительной линией. Главная башня сооружалась, очевидно, по образцу замка в Адзути. Однако копия превзошла оригинал. Если судить по описаниям, дошедшим до нас то можно представить это великолепное сооружение — не только сточки зрения его военно-оборонительной мощи, но и по его архитектурному оформлению. Мощное гранитное основание замка в сочетании с выполненной из дорогих пород дерева верхней его частью, двускатные крыши оригинальной формы с причудливой резьбой, венчавшие каждый из семи этажей — ярусов, придавали замку внушительность и строгую красоту.

Верхний ярус башни, огражденный перилами, служил своеобразной смотровой площадкой, сюда любил подниматься Хидэёси, любовавшийся просторами, покоренной им страны. Главная башня замка использовалась как наблюдательная вышка, как командный пункт и как арсенал. В ней размещались также и жилые помещения. Вблизи главной башни замка находился красивый дворец, по внешнему великолепию и роскоши обстановки не уступавший Золотому павильону, который построил в Киото сёгун Асикага Ёсимицу.

Замок в Осака при всей его грозной внушительности и строгости внешнего вида был вполне приспособлен для житья и приема знатных гостей. Здесь часто устраивались необычайно роскошные пиры и всевозможные увеселения, проводились чайные церемонии. Для этого в замке были предусмотрены специальные залы, способные вместить сотни людей. Развлекались не только в помещениях, специально предназначенных для этих целей, но и на открытом воздухе, в великолепном саду, искусно созданном на территории замка. Одной из примечательных особенностей этого сада были чайные домики.

Самурайские замки древней Японии (немного истории) В это же время строились и другие замки, менее помпезные, но столь же эффективные в военном назначении и великолепные по архитектуре и внутреннему убранству — Химэдзи 1577-1580, Фусими 1593-1594, Мацумото 1597, Нагойя 1610-1612, Нидзёдзё в Киото 1600.

Среди замковых сооружений этого периода, большинство которых было разрушено и лишь частично восстановлено, выделяется замок в Химэдзи, сохранившейся до наших дней. Основные его постройки были возведены при Хидэёси. Общее строго функциональное конструктивное и планировочное решение этого замкового ансамбля сочетается с яркой декоративной пластичностью. Очень эффектны его главная пятиярусная башня и примыкающие к ней три башни меньшего размера. Ритмическая легкость сооружения в сочетании с белизной оштукатуренных стен принесла ему поэтическое название «Замок белая цапля» (Сирасагидзё). После объединения страны и прекращения междоусобных войн оборонительные функции замков отошли на второй план и они превратились в парадные дворцовые резиденции.

Замки средневековой Японии — уникальный памятник истории и культуры, сложнейшее произведение военно-инженерной науки, величественное и прекрасное произведение архитектурного искусства. Не похожие ни на какие другие сооружения такого рода, японские замки более чем что-либо другое в японской культуре конца 16 века отразили характер эпохи, принципиальные изменения пришедшие в стране.

Вот так строили самурайские замки древней Японии. Фотографии древней и современной японской архитектуры можно посмотреть в галерее тут на сайте. А вот профессионально поговорить о всяком строительстве приглашает специализированный строительный форум.

Магазинчик MIUKIMIKADO.COM

Похожие записи на сайте miuki.info: